Из книги "Ежегодник Московского Художественного театра 1943". Раздел VIII. Часть 40

Ранее.

иллюстрация из книги Ежегодник Московского Художественного театра 1943Вчера открылся здешний двухнедельный сезон. Репертуар Вы уже знаете. Из моих открыток и писем Вы также знаете, что мы, закончив при переполненных сборах последние спектакли в Чикаго, на следующее же утро выехали в Филадельфию. [* Этих писем и открыток в архиве нет.] Ехали мы с теми же превосходными удобствами, как и из Нью-Йорка в Чикаго. Был такой же прекрасный вагон, то же распределение купе, те же визиты друг к другу, то же превращение открытых диванчиков в обособленные клеточки для спанья. Новым был лишь один случай, выходящий далеко вперед из всех наших дорожных происшествий. На поезд опоздала Л. М. Коренева. Можете себе представить то, что происходило на вокзале в ее ожидании. Сбор был назначен к 10 час. на вокзале, поезд отходил в 10.30 утра. Почти все собрались во время, некоторые опоздали на какие-то минутки. Но, конечно, никто еще не волновался, что нет Лидии Михайловны. Но Когда началась уже посадка в вагоны, так четветртьили двадцать минут одиннадцатого, К. С. встревожился, и тотчас же был командирован один из провожавших нас чикагских сотрудников позвонить к ней в отель по телефону. Он принес известие, что она сидит над неуложенными вещами вся в слезах. Тогда снова был командирован он протелефонировать ей, что театр уезжает через несколько минут, что ей надо поехать одной на поезде (скором), отходящем 12.40, тогда она приедет одновременно с нами. Конечно, К. С. просил и провожавшего нас русского консула, и сотрудников всячески ей помочь и устроить ее. С этим мы уехали. Часов в двенадцать, в час ночи мы подъехали к станции Питтcбург, где поезд должен был стоять настолько долго, что многие вышли погулять. Гуляем по платформе — И. М. Москвин, Ригой (Р. К. Таманцова) и я, и вдруг слышим дикий крик: «Рыпс, Рыпс!..» Через несколько путей от нас, около стоящего поезда — Лидия Михайловна. Оказывается, на этой станции ее поезд догнал нас и отсюда начнет нас обгонять. Она была уже в постели, была раздета. На остановке скучающим взглядом посмотрела на платформу и вдруг увидала нас. Вскочила, накинула пальто и выбежала крикнуть нам хоть несколько слов. Ив. Мих. выразительно оказал ей (Яшину присказку из «Вишневого»): — «Невежество!» Она прокричала нам несколько слов и побежала в свой вагон. В Филадельфии она действительно была раньше нас и встретила нас вместе с отправившимися туда раньше на два дня Литовцевой, Кузьминым, Койранским и нашим реквизитором, посланным для найма комнат для всех наших.

иллюстрация из книги Ежегодник Московского Художественного театра 1943Лидия Михайловна объясняет, будто бы она опоздала не из-за несложенных вещей, а из-за отставших часов. И тогда, когда к ней позвонили по телефону, что ее ждать не могут и что театр уезжает, на ее часах было ровно десять, т. е. у нее было еще полчаса времени.

В день приезда, в половине четвертого была назначена репетиция с К. С. Новых сотрудников в Филадельфии набрали немного, так как одиннадцать человек приехало из Нью-Йорка, из числа наших тамошних сотрудников. Поэтому репетиция прошла довольно гладко и все были отпущены часа через полтора.

25 апреля 1923 года.

Как видите, милый Владимир Иванович, пришлось сделать перерыв в письме в два дня. Вчера у нас было два спектакля и ни одной свободной минутки у меня.

Продолжаю описывать день приезда. Спектакль прошел благополучно, при сборе в 3800 (при полном сборе в 4600): в этот день было роздано много бесплатных билетов.

Мы играем здесь в театре «Лирик». Самое забавное в этом театре то, что наша сцена непосредственно соприкасается со сценой театра, находящегося в соседнем помещении. Там идет оперетта «Блоссом Тайм». У нас на сцене, с правой стороны от актеров, даже есть дверь, соединяющая нашу сцену с той сценой. И если во время нашего спектакля сидеть у этой двери, то слышишь оркестр и вокальные номера оперетты. На самой же сцене, вообще довольно большой, ни музыки, ни пения не слышно. Говорят, будто бы музыка слышна в зрительном зале, но чуть-чуть. Я там (в зрительном) еще не была, так как в «Федоре» занята на выходе с первой картины до последней. Но вот интересно, что делается на их сцене, на опереточной, когда у нас в последней картине начинается хор и колокольный звон. Или когда весь крик, подымаемый врывающимся к царице Шаховским, происходит у самой двери, ведущей с вашей на их сцену.

Наша нынешняя премьера прошла при новом составе: Федор — Качалов и Ирина — Пашенная. Почему-то только при этом составе Ив. Петр. Шуйский был не К. С., а Лужский. Не знаю, были ли на этот счет какие-нибудь соображения личные у К. С. или он угадал желание Лужского.

Продолжение.

armchair arrow-point-to-right calendar chat (1) checked email left-arrow-chevron map-perspective-with-a-placeholder-on-it mask phone-call pin right-arrow shopping-cart small-calendar stage telephone ticket-notice-arrow ticket user