Из книги "Ежегодник Московского Художественного театра 1943". Раздел VIII. Часть 56

Ранее.

иллюстрация из книги Ежегодник Московского Художественного театра 1943«... Московский Художественный театр — это театр, который особенно настойчиво утверждает идею театра актера, осуществляемого актером и для актера. Одним из его принципов является превосходство ансамбля перед отдельным актером в лучшем значении этого слова. Режиссер в этом театре подчиняется тому же требованию. Станиславский был прежде всего актером. Система, которую он в течение многих лет разрабатывал, была системой актерской игры, созданной для актеров. Значение Московского Художественного театра для всего мира заключается именно в утверждении примата актера...»

«... Когда я сказал, что МХАТ — это театр актеров, я вовсе не утверждал, что это театр только актеров, без какой бы то ни было режиссуры. Но я хотел подчеркнуть, что режиссура служит там для максимального выявления актеров, а не наоборот, актеры служат для самовыявления режиссера...»

«... Я не хочу сказать, что Художественный театр не имеет талантливой режиссуры. Сам Станиславский является величайшим из ныне живущих режиссеров. Но режиссер в этом театре выполняет скорее функции врача или медицинской сестры. Их присутствие и помощь в рождении спектакля необходимы, но рождается пьеса актером».

Американская критика уделяет много места описанию игры отдельных актеров Художественного театра, оценке их мастерства. Крупнейшие американские актеры тех лет — Джон Барримор, Рудольф Валентине и др. высказывают свое преклонение перед талантом художественников, специальные закрытые утренники для актеров превращаются каждый раз в чествование театра, это повторяется, во всех городах, где театр показывает свои спектакли. Так же, как это было во Франции, американские работники театра называют Художественный театр «лучшим в мире».

«... Зима 1923 года закончилась исключительным триумфом Художественного театра. Лица русских актеров и их имена стали близкими и дорогими американской публике. Люди, которых считали искушенными, избалованными всевозможными зрелищами, толпами приходили в русский театр, часами просиживали на спектаклях, в которых они не понимали ни одного слова, так как спектакли игрались на русском языке, без всякого музыкального сопровождения и декораций, с длинными действиями, в которых не было быстрой смены картин, дававших смену зрительных впечатлений! Вместо того, чтобы разговаривать в антрактах, американцы были поглощены чтением программ, излагающих содержание происходящего на сцене. Станиславский овладел ими и покорил их...» (Оливер Сейлор, «Внутри Художественного театра») [* О. Saylor, «Inside the Moscow Art theatre». N.-Y., 1923. ]

Но все же не только это является показателем подлинного творческого успеха Художественного театра в Америке. Он проявился в другом — в желании по-настоящему понять, в чем заключается творческий метод МХТ, в; стремлении многих деятелей американского театра научиться ему и использовать его в своей работе.

иллюстрация из книги Ежегодник Московского Художественного театра 1943Еще в период гастролей в американской литературе о театре появилось много упоминаний о системе К. С. Станиславского. С тех пор, а особенно со времени издания в Америке книг К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» и «Работа над собой», которая в американском издании называется «Актер подготовляется» [* «The Actor prepares» by C. Stanislavsky. N.-Y., 1937.], а также книги Вл. И. Немировича-Данченко «Из прошлого» ей уделялось и уделяется до настоящего времени много внимания.

Литература, посвященная «системе», очень разнообразна. В нее входят исторические экскурсы в прошлое Художественного театра, объясняющие причины появления «системы».

«...Настойчивое требование совершенствования актерами своего искусства, отказ от системы «звезд» и весь распорядок жизни, характерный для Московского Художественного театра, особенно ощутимые в первые годы его существования, не были «позой» или же «выражением русского темперамента» (в то время они были новы и удивительны не только для русского актера, но и для актеров всего мира). Они были естественной формой для правильного выражения существа чеховской драматургии. И действительно, «Чайка» оказалась триумфом в Художественном театре, в то время как она провалилась на премьере о Петербурге. Там она провалилась потому, что, как позднее писал Немирович-Данченко, старая актерская техника, даже очень высокого уровня, не могла выразить существа Чехова. Таким образом, для пьес Чехова и других драматургов того периода нужно было создать новый театр, с новой актерской техникой...

... И это был Станиславский, который огромным трудом, внимательным наблюдением и постоянными поисками создал эту новую технику. Так называемая система Станиславского не родилась после первой же репетиции в Художественном театре. В самом начале задача Станиславского заключалась в том, чтобы найти такие средства актерского выражения, которые были бы далеки от театральной лжи.

Продолжение.

armchair arrow-point-to-right calendar chat (1) checked email left-arrow-chevron map-perspective-with-a-placeholder-on-it mask phone-call pin right-arrow shopping-cart small-calendar stage telephone ticket-notice-arrow ticket user