Из книги "Ежегодник Московского Художественного театра 1943". Раздел X. Часть 5

Ранее.

иллюстрация из книги Ежегодник Московского Художественного театра 1943 * * *

Опыт творческой работы Художественного театра над произведениями советских драматургов в период Отечественной войны весьма поучителен, а прошедшие два с половиной года имеют весьма важное значение для развития театра. МХАТ доказал, что он хочет и может быть современным в полном смысле слова театром. Академическая взыскательность и тщательная работа над каждым спектаклем и каждым образом не помешала хорошей злободневности, публицистической страстности и темпераменту поставленных спектаклей.

Никогда высокое искусство театра не было так до краев наполнено гражданственностью, желанием и стремлением говорить языком эпохи, отвечать мыслям и чувствам народа.

Эти ценнейшие качества, приобретавшиеся театром за годы советской власти, особенно проявились в суровые дни войны. Такие качества необходимо закреплять и сделать органическими в искусстве театра. Хотелось бы прежде всего обеспечить непрерывность работы Художественного театра над современными советскими пьесами. Хорошая пьеса автора-современника всегда должна быть в запасе. Это условие, без которого Художественному театру теперь уже трудно будет развиваться.

Для этого МХАТ нужно проявить гораздо больше энергии, настойчивости и инициативы в привлечении советских драматургов и работе с ними. Художественный театр много сделал для улучшения таких пьес, как «Кремлевские куранты» Погодина или «Глубокая разведка» Крона. Однако, пьесы, поставленные за последнее время в МХАТ, были написаны без глубокого участия театра, не по его инициативе и первоначально широко ставились в десятках и сотнях других театров.

МХАТ должен восстановить свою историческую миссию — выдвижения и воспитания драматургов, наиболее близких театру, наиболее выражающих его творческие возможности и отвечающих его стилю. Опыт работы с Чеховым и Горьким — это не только история, это — опыт, применимый и необходимый сегодня. Художественный театр еще не нашел своих драматургов среди современных советских писателей. Может быть такими станут совсем еще неизвестные сегодня молодые авторы. Во всяком случае, Художественный театр и его литературная часть обязаны гораздо более широко интересоваться творчеством советских драматургов и гораздо интенсивнее работать над созданием своих оригинальных пьес, которые МХАТ будет ставить первым и открывать для всей массы советских театров. Вторая сторона такой деятельности — выдвижение перед драматургией своих, мхатовских тем, своих подмеченных в жизни и прошедших через горнило творческого опыта театра образов. Взаимное обогащение драматургии театром и театра драматургией — это тот процесс, который может родить советского Шекспира или Островского. И кому же, как не Художественному театру, принадлежит большая честь стоять у колыбели этого рождения?

Образ современного человека — образ очень сложный. Некоторым нашим друзьям за рубежом советский человек и его дела до сих пор кажутся даже непонятными и необъяснимыми. Это человек, способный на чудеса, умеющий не падать духом после самых тяжелых испытаний, умеющий победоносно воевать и совершать трудовые подвиги, несмотря на лишения, личные утраты и труднейшую обстановку. Наш человек преобразует лицо страны, сам преображаясь и раскрывая миру чудесные качества своей благородной души. Он несет в себе великодушие и высокую преданность идеалам, оставаясь одновременно обеими ногами на земле. Он правдоискатель и вместе с тем деятель, творец, весь в труде, весь в подвигах.

Все это соединяет в себе советский человек. Художественный театр, для которого образ прекрасного Человека был всегда предметом настойчивого творческого внимания, должен дать советскому искусству правдивый образ нашего современника со всем богатством его психики, со всей красотой его душевных качеств.

Опыт военных лет показывает, что театр имеет все возможности шагать в ногу с веком, не отставать от событий, которые развиваются сейчас с неимоверной быстротой, может сокращать срок работы над спектаклями, не снижая их качества.

Обогащая советских зрителей силой своего искусства, отвечая их потребностям и запросам, Художественный театр сам обогащается, приобретает новые достоинства, новые навыки работы. Он все более и более становится выразителем устремлений и чаяний советского общества. Это — высокая честь.

Русские люди в дружбе с людьми всех остальных братских республик побеждают немцев и гонят их вон из нашей страны. Занимается заря нашей великой победы. Авторитет Советского Союза и слава его, как могущественной державы и нового невиданного государства, растет с каждым днем. Художественный театр думает о новых спектаклях. В его ближайших планах — монументальные постановки — «Гамлет», «Иван Грозный» А. Н. Толстого. Он заканчивает «Последнюю жертву» А. Н. Островского, готовит чудесную сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев». Опыт военных лет не проходит даром и театр настойчивее ищет достойные советские пьесы. Он не хочет делать уступок на злободневность. Он стремится поднять художественное звучание на уровень идейного звучания. Он работает с Кроном, Виртой, Погодиным, Симоновым, Войтеховым, чтобы обеспечить себе возможность снова горячо и темпераментно сказать народу, борющемуся за победу, самое важное, самое нужное слово. Будем надеяться, что это укрепление связей с советской драматургией и интерес к современным произведениям будут неизменно расти и принесут свои творческие плоды.

Продолжение.

armchair arrow-point-to-right calendar chat (1) checked email left-arrow-chevron map-perspective-with-a-placeholder-on-it mask phone-call pin right-arrow shopping-cart small-calendar stage telephone ticket-notice-arrow ticket user