Из книги "Ежегодник Московского Художественного театра 1943". Раздел X. Часть 8

Ранее.

иллюстрация из книги Ежегодник Московского Художественного театра 1943СОКРАЩЕННАЯ СТЕНОГРАММА ЗАМЕЧАНИЙ Вл. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО ПО СПЕКТАКЛЮ "ПОСЛЕДНИЕ ДНИ" (ПУШКИН)

[...]

Б. И. Ростоцкий

"ГЛУБОКАЯ РАЗВЕДКА" А. КРОНА НА СЦЕНЕ МХАТ

Ранней весной 1941 года Московский Художественный театр начал готовить к постановке пьесу «Глубокая разведка» А. Крона. Написанная до войны эта пьеса носила совершенно «мирный» характер. В числе ее героев не было военных людей, а в их речах не было упоминаний о близящейся военной грозе. Тем не менее спектакль, премьера которого состоялась на исходе второго года Отечественной войны, по единодушному признанию и зрителя и критики, оказался подлинным спектаклем военного времени, по-настоящему современным, захватывающим и волнующим.

В наименьшей степени это явилось результатом того, что в процессе работы над постановкой пьеса Крона претерпела частичные изменения. Ее финальный акт оказался приуроченным к грозным дням июня 1941 года.

МХАТ нашел в пьесе А. Крона ту единственную прочную основу, которая позволяет создать подлинно жизненный спектакль. Эта основа заключается прежде всего в том, что содержанием пьесы является раскрытие душевного мира советских людей, показанных в их единстве, товариществе, дружбе и одновременно в спорах, столкновениях, конфликтах. Этот психологический, определяющий и внешнее построение действия план пьесы был четко уловлен, передан и обогащен в постановке МХАТ. Во многом постановщик и исполнители пошли дальше автора пьесы, развив и углубив намеченные в ней идейные мотивы, а главное придав порою расплывчатым, а порою, напротив, схематически определенным и неподвижным контурам обрисовки образов, точность и убедительность полнокровной жизненности.

Это, конечно, так. Однако, совершенно неправильным представляется и в принципиальном, и в чисто фактическом отношении противопоставление пьесы и спектакля, одностороннее подчеркивание достоинства второго и недостатков первой. Нет, — настойчиво подчеркнем это вопреки тем критическим отзывам, которые появились в печати по поводу «Глубокой разведки», — успех спектакля связан с тем плодотворным зерном, которое заключено в самой пьесе А. Крона.

Работа постановщиков шла в подлинном согласии с замыслом автора, в том дружественном единстве, что составляет одну из прочных традиций МХАТ.

Сюжетной основой, объединяющей развитие действия в «Глубокой разведке», является борьба разведчиков нефти за открытие и введение в строй нового нефтяного месторождения. Вокруг этой производственной проблемы вращаются все события пьесы. С нею связаны, прямо или косвенно, все волнения, падения и триумфы ее героев. Можно даже сказать, что для большинства из них нефть — это своего рода кумир, которому они отдают все силы ума и сердца. Вспомним лихорадочно-беспокойные метания геолога Мориса, обстоятельно-любовные рассуждения старого бурового мастера Андреянова, юношески неукротимый напор молодого инженера Теймура, трогательно беззаветный порыв чернорабочего Газанфара. Все они своего рода фанатики нефти. Они, буквально, если можно так сказать, живут и дышат ею, заставляя и зрителя проникнуться своей увлеченностью.

Автор втягивает зрителя в соучастие в трудном и беспокойном деле нефтяной разведки, не боясь даже обильного введения технологических подробностей, без сообщения которых неясна будет и подоплека разыгрывающихся психологических конфликтов.

Именно в органической связи всех, столь, казалось бы, расточительно развернутых, производственных подробностей с душевной борьбой героев пьесы и заключается секрет ее художественной убедительности.

МХАТ с безошибочной чуткостью разгадал этот секрет, сумел до конца оправдать его и, идя за автором, во многом и превзойти материал пьесы. Театр преодолел, по мере возможности, те элементы искусственности, которые порою дают о себе знать в тексте — в соотношении нефтяной и «душевной» разведки.

В рецензиях о спектакле МХАТ А. Крона упрекали в том, что, изображая своих разведчиков, он с схематической неумолимостью проводит ту мысль, что человек, плохо ведущий свою производственную работу, неизбежно неполноценен и во всех прочих сферах проявления своей личности. Отсюда, с оттенком укоризны, указывали и на тот параллелизм разведки нефти и «разведки духа», который развертывается в действии пьесы. Конечно, далеко не всегда эта параллельность достаточно жизненно убедительна. Иногда в ней видна преднамеренная заданность. Однако, отрицать, как говорится — с порога, соответствие этих двух планов пьесы означает отрицать главное и верное ее зерно, ее основную мысль.

Она сводится прежде всего к утверждению духовной и моральной цельности как неотъемлемого качества советского человека. Об этом глубоком и содержательном понятии прежде всего идет речь в пьесе Крона. И раскрывается оно Кроном в единстве профессионального и человеческого начала. Именно для этого нужна Крону вся та полнота изображения технологических аксессуаров нефтеразведывательного промысла, которая наличествует в пьесе. Было бы грубейшей ошибкой и несправедливостью уподоблять на этом основании «Глубокую разведку» тем «производственным» пьесам, имя коим в свое время было легион и в которых сплошь и рядом дотошное воспроизведение процесса рытья котлована «ли железопроката по существу исчерпывало содержание. «Глубокая разведка» — прямая противоположность этому типу пьес.

Продолжение.

armchair arrow-point-to-right calendar chat (1) checked email left-arrow-chevron map-perspective-with-a-placeholder-on-it mask phone-call pin right-arrow shopping-cart small-calendar stage telephone ticket-notice-arrow ticket user