Из книги "Ежегодник Московского Художественного театра 1943". Раздел XI. Часть 9

Ранее.

иллюстрация из книги Ежегодник Московского Художественного театра 1943 После Смоленска немцы нас больше не тревожили и дальнейшее наше путешествие протекало в более спокойных условиях. В Ярцеве удалось послать успокоительные телеграммы в Москву, пообедать довольно сносно в столовой и даже побриться.

27-го к вечеру подъехали к Вязьме. Настал вдруг лютый холод. Мы все закоченели. Усталость тоже давала себя знать. Поэтому решено было здесь переночевать. Иван Михайлович выхлопотал для нас помещение школы, где мы и расположились — кто на сдвинутых партах, кто на стульях, а кто просто на полу. Как приятно после трех суток непрерывного движения очутиться под крышей и вытянуться во всю длину!

За Вязьмой нас стали останавливать патрули для проверки документов, и чем ближе к Москве — тем чаще. Въезд в столицу был крайне труден и Ограничен, во благодаря присутствию Москвина все улаживалось очень быстро.

Чем ближе подъезжали мы к Москве, тем легче становилось у нас на душе. Последний привал, днем 28-го, между Вязьмой и Можайском, походил уже на пикник. Пока шоферы отдыхали, мы разбрелись по лесу. Собирали грибы... Рвали цветы...

К ночи — мы в Можайске. Путь на машинах закончен. Иван Михайлович в кабинете у местного начальства договаривается о нашем беспрепятственном въезде в Москву. С первым поездом, в четыре часа утра, нам дадут особый вагон и отправят со всеми удобствами. И только после того, как всё выхлопотано, всё устроено, всё организовано, — Иван Михайлович прощается с вами. Сам он доедет до Москвы, в легковой машине. Мы благодарим его за всё, за все!

И в самом деле, что было бы со всеми нами, не будь среди нас Москвина? Ему мы обязаны тем, что в такой короткий срок все целые и невредимые мы добрались до дому. Его личное мужество в самые страшные минуты успокаивало, подбадривало и служило примером для всех нас. Его непререкаемый авторитет внес дисциплину и порядок в наши растерянные ряды. Его быстрые и всегда единственно верные решения и распоряжения соединили нашу труппу в одно целое и в четверо с половиной суток довели ее из пылающего Минска до любимой Москвы. Благодаря его всенародной популярности, огромному обаянию его личности, — все, к кому он ни обращался с просьбой помочь нам, всегда охотно и с радостью делали все от них зависящее.

Не щадя ш своих сил, ни здоровья, он вникал решительно во всё, работая больше всех. Заботливый, внимательный, справедливый и неутомимый, он был замечательным администратором и прекрасным стратегом — этот «маршал Художественного театра»!

Вспоминая теперь, «за гранью прошлых дней», о далеких и страшных событиях, свидетелем которых мне довелось быть, я искренно благодарен судьбе, обогатившей мою душу такими впечатлениями и переживаниями, каких не забудешь до самой смерти.

КОММЕНТАРИИ

А. В. Вербицкий Гастроли в Минске

1. МХАТ выехал на гастроли из Москвы 15 июня 1941 года и 16 июня прибыл в Минск. Первая гастроль («На дне») состоялась 17 июня.

2. Даву Луи-Николи (1770—1823) — один из известных маршалов Наполеоновской армии. Во время похода в Россию командовал 1-й армией.

3. Скульская Елизавета Феофановна — артистка Художественного театра с 1922 года.

4. Гжельский Павел Николаевич — помощник режиссера Художественного театра с 1933 года.

5. Пушкин — Стихотворение «Приметы».

Продолжение.

armchair arrow-point-to-right calendar chat (1) checked email left-arrow-chevron map-perspective-with-a-placeholder-on-it mask phone-call pin right-arrow shopping-cart small-calendar stage telephone ticket-notice-arrow ticket user