Из книги "Ежегодник Московского Художественного театра 1943". Раздел XII. Часть 4

Ранее.

иллюстрация из книги Ежегодник Московского Художественного театра 1943Концерты даются в войсковых частях и госпиталях. Воинские части, академии, военные училища, агитпункты, мобпункты, команды выздоравливающих, госпитали, в липе генералов, офицеров и бойцов, встречались на этих концертах и в Москве, и в Саратове, и в Энгельсе, и в Свердловске с большинством артистов театра, от ведущих до молодежи, и со многими артистами вокально-драматической части и оркестра. При труппа в 150 человек (без вокальной части и оркестра) в концертах для Красной Армии принимают участие около 100 артистов. Много впечатлений, интересных и волнующих, много нужного, необходимого материала для работы принесли эти встречи нашим артистам.

Не менее интенсивно протекала за эти два года работа в госпиталях. Мало найдется госпиталей в Москве, в Саратове и Свердловске, где бы не побывали артисты МХАТ. И особенное волнение всякий раз охватывает их при встрече с теми, кто отдал свою кровь и готов был отдать и жизнь за родину, за наше счастье и счастливое будущее. О том, насколько важны и нужны эти концерты коллективу МХАТ, говорит то обстоятельство, что оставшиеся, по разным причинам, в 1941—42 гг. в Москве отдельные артисты театра посвятили им все свое время, организовав концертную бригаду, которая провела большую работу за время отсутствия театра.

С первых же дней участия в госпитальных концертах артисты столкнулись с тем, что не все раненые или больные могут, по состоянию здоровья, присутствовать в помещении, где дается концерт. Вместе с тем желание послушать и увидеть артистов у больных, прикованных к постели, не меньшее. Таким образом создалась новая форма концертов, очень привившаяся и проводившаяся до 25—30 раз в месяц. Это — выступления отдельных артистов или небольших групп непосредственно в палатах. Инициатором этих выступлений был И. М. Москвин, посетивший больных в палатах в первом же концерте Художественного театра в одном из госпиталей bi Саратове в октябре 1941 года. Наиболее частым участником этих концертов является гитарист А. А. Кузнецов, без которого не обходится почти ни одно палатное выступление и который, кроме этого, приготовил специальный репертуар под гитару с рядом артистов вокальной части и оркестра. Благодаря энергии А. А. Кузнецова стало возможным исполнение музыкальных номеров в палатах, так как рояль, как известно, там отсутствует.

За два года войны Художественный театр дал 1062 концерта. Кроме этого еще 193 концерта на фронте, т. е. всего 1255 концертов. С 1 января по 1 июня 1943 г., за пять месяцев, в 165 концертах в Москве участвовало 124 артиста, выступивших в этих концертах 1502 раза. Кроме того, за это время две бригады ездили на фронт.

Один из подшефных госпиталей bi Саратове так отозвался на выступления артистов МХАТ в концертах:

«Помимо одиннадцати больших концертов, с участием лучших сил МХАТ, Вы дали 168 выступлений в палатах для тяжело больных. Эта цифра сама по себе достаточно внушительна. Но если количество Ваших шефских выступлений подлежит учету, то никакой статистике не подлежит огромное политико-моральное и лечебное значение, какое имели Ваши выступления для раненых бойцов».

«За полгода шефской работы Вы были постоянными и желанными нашими гостями», говорит отзыв другого госпиталя.

«МХАТ, русский народ и его героическая Красная Армия — неразрывны: это единое целое в труде, в искусстве и в борьбе», писали коллективу МХАТ бойцы и командиры одной из воинских частей.

«Бойцы, командиры и политработники, получившие в дни 24-й годовщины Великой Октябрьской революции Ваш подарок, приносят глубокую благодарность». Под словом «подарок» подразумевается концерт, данный для этой части.

«Каждое выступление артистов МХАТ имело не только культурное, но и чисто лечебное значение», писали сотрудники одного из военных лечебных учреждений.

«МХАТ определенно помог их выздоровлению», так оценили врачи выступления артистов МХАТ для больных, находившихся на излечении в Саратовской психоклинике.

«Ваши художественные выступления воспитывают высокие патриотические чувства, горячую любовь к родине, неугасимую ненависть к захватчикам и поднимают массы на беспощадную борьбу с немецкими оккупантами» (из письма энской воинской части).

С каким же репертуаром выступают артисты Художественного театра в шефских концертах и как ведется работа по подготовке нового репертуара?

Продолжение.

armchair arrow-point-to-right calendar chat (1) checked email left-arrow-chevron map-perspective-with-a-placeholder-on-it mask phone-call pin right-arrow shopping-cart small-calendar stage telephone ticket-notice-arrow ticket user