Из книги "Ежегодник Московского Художественного театра 1943". Раздел XII. Часть 5

Ранее.

иллюстрация из книги Ежегодник Московского Художественного театра 1943 Артисты Художественного театра никогда не были «концертными» артистами. В концертах выступала сравнительно небольшая группа артистов, а специальный репертуар для концертов имела еще меньшая группа, не считая В. И. Качалова, всегда имевшего огромный постоянно пополняемый им репертуар. Большинство артистов выступало в отрывках из пьес репертуара театра. Условия военного времени потребовали и обновления и пополнения репертуара, а также расширения числа участников, концертов. При двух вечерних спектаклях в день бывает до трех концертов, для которых надо иметь полный состав участников, да еще с таким репертуаром, чтобы в программу не попали номера, уже недавно исполнявшиеся в воинской части или в госпитале.

Созданный в июне 1941 года штаб выбрал ряд сцен, одноактных пьес, отрывков и стихов из современного и классического репертуара, наиболее подходящих по теме и качеству. К этим произведениям был прибавлен ряд вещей, исполнявшихся в довоенное время с вводом в них вторых и даже третьих составов. До отъезда из Москвы штаб аккуратно проводил эту работу, пополняя репертуар новыми произведениями и следя за быстрым и доброкачественным их выпуском. С первых дней войны работы по подготовке репертуара ведутся в плановом порядке, т. е. выбираемые вещи, состав участников и режиссеры утверждаются руководством театра, репетиции включаются в репетиционное расписание.

Следует отметить В. Я. Виленкина, одного из энергичнейших работников «штаба», не перестававшего в течение двух лет систематически искать репертуар и консультировать артистов. В. Я. Станицын, занятый в первые месяцы в Саратове почти ежедневно в спектаклях, приготовил комедию и водевиль для военно-шефских концертов, кроме того, он, как актер, выступал в большом монтаже из пьесы «Волки и овцы» с О. Н. Андровской, в постановке покойной Е. С. Телешовой, много поработавшей и по подготовке «палатного» репертуара. Эти работы были сделаны на очень высоком художественном уровне. Молодой режиссер Г. Г. Конский подыскал много материала и подготовил его с артистами. Поставленный им водевиль обнаружил в нем режиссерские способности. Была начата и проведена в Свердловске большая, оживленная работа по подысканию репертуара для чтецов, по его распределению и подготовке. И все это дало очень хорошие результаты.

За два года войны театр приготовил до двадцати новых сцен и отрывков (Островский, Чехов, ряд современных советских и западноевропейских авторов!) и около двухсот стихотворений и отрывков прозы. В этих программах — Пушкин, Гоголь, Чехов, Горький, Островский, Л. Толстой, Лермонтов, Мопассан, Генри, Андерсен, Марк Твен, Маяковский, Маршак, Симонов, Гашек, Зощенко, Лебедев-Кумач, Соболев, Фурманов, Гусев, Бергольц, Алигер, Исбах, Сурков.

Следует отметить, что в подготовке репертуара наибольшую энергию и инициативу проявляют те артисты, которые чаще и охотнее других выступают в концертах. Это Н. И. Дорохин, приготовивший монтаж из комедии Островского с А. П. Зуевой и отрывки из поэмы Твардовского «Василий Теркин»; А. П. Георгиевская, Я. И. Лакшин, Е. Б. Ауэрбах, постоянно обновляющие свой репертуар. Как раз эти артисты, вместе с И. М. Кудрявцевым и В. В. Белокуровым, чаще других выступают в концертах. Хорошую инициативу в этом деле проявили молодые актрисы Т. Е. Михеева и 3. П. Баталова. Наконец, постоянно много играющая и занятая в репетициях, два раза ездившая на фронт А. К. Тарасова приготовила большой и интереаный концертный репертуар. По своей инициативе приготовил ряд произведений для чтения в палатах В. В. Готовцев. Он же, участвуя в шефских концертах, как правило, кончив свой номер, спешил в палаты к лежачим больным. В Саратове он взял даже индивидуальное шефство над палатными больными одного из госпиталей. Большую и ценную работу провела артистка оркестра Н. В. Бакланова. Часто выступая в концертах, она изучила игру на аккордеоне, с которым и выступала в госпитальных палатах. Она же автор музыки «Фризетты» и «Спички меж двух огней».

Война разлучила театр с его подшефной частью, с которой он связан более десяти лет. Однако, связь с нею не прекращалась благодаря поездкам бригад в то место, где находилась эта часть в начале войны, а позже осуществлялась по почте и телеграфу. Находясь в Свердловске, недалеко от своих подшефных, театр выделил бригаду для поездки к ним. В Саратове театр шефствовал над одним ив военных училищ, давая специальные концерты и спектакли и. помогая самодеятельности. Театр с удовлетворением констатировал факт, что саратовская подшефная часть два раза получала первые места на окружных смотрах самодеятельности. В Свердловске театр шефствовал над одной из крупнейших военных академий Союза. Помимо училища и академии, театр шефствовал и в Саратове и в Свердловске над местными госпиталями.

Продолжение.

armchair arrow-point-to-right calendar chat (1) checked email left-arrow-chevron map-perspective-with-a-placeholder-on-it mask phone-call pin right-arrow shopping-cart small-calendar stage telephone ticket-notice-arrow ticket user