Из книги "Ежегодник Московского Художественного театра 1943". Раздел XII. Часть 8

Ранее.

иллюстрация из книги Ежегодник Московского Художественного театра 1943Артисты театра, временно оторванные в 1941—42 гг. от МХАТ, всюду, где бы они ни находились, проводили большую военно-шефскую работу. В частности, много и хорошо работали В. В. Кириллин, Б. В. Беленький и Н. В. Бакланова.

Так проводил свою военно-шефскую работу Московский Художественный театр с 22 июня 1941 г. по наши дни.

За все время существования Художественного театра никто не умел так полно и ясно выражать мнение, настроение и отношение театра к любому вопросу, как его создатели и руководители — Вл. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский. К. С. ушел из жизни шесть лет тому назад. Совсем недавно ушел и Владимир Иванович, переживший со всем советским народом почти два года войны, горячо веривший в нашу победу и так мечтавший праздновать ее вместе со всей страной.

И, конечно, он лучше, глубже и полнее всех выразил то, что чувствует в отношении Красной Армии Московский Художественный театр.

«Ваше письмо, наполненное чувством мужества, отваги и, вместе с тем, несущее благодарность нашим актерам за их участие и помощь в Вашем отдыхе, я передал коллективу нашего театра, — писал Владимир Иванович в ответ на письмо раненых одного из московских госпиталей. — Мы все непрерывно помним о тех, кто отдает силы и жизни для того, чтобы отвоевать свободу, силы и творческую энергию наших театров. Письма же, подобные Вашему, еще больше вдохновляют нас в нашем подъеме».

А вот какие замечательные надписи сделал Владимир Иванович на своих фотографиях, вложенных в посылки с подарками на фронт к 25-летию РККА:

— Привет из Москвы одному из чудесных бойцов, защитников нашей свободы. Вам и вашим товарищам шлю от себя и моих товарищей по театрам благодарность и веру в прекрасное будущее.

— Незнакомому, но близкому моей душе бойцу шлю горячие пожелания здоровья, сил и удачи!

— Мы, люди театра, считаем свое призвание, свой долг в том, чтобы нести народу радость. Но она немыслима без свободы, без свободного труда, без свободного творчества. Мы верим в вас славные бойцы, мы шлем вам горячую благодарность за защиту, за героическую защиту этой, как хлеб необходимой свободы.

— Заверяем вас, что мы, люди театра, очень высоко ценим жертвенную работу, которую вы несете. Защищаемая вами свобода — это воздух для наших художественных исканий. Шлем вам горячие пожелания сил, удачи.

— Мыслим о вас непрерывно. Среди всех часов наших усиленных трудов помним о ваших жертвенных трудах. Молитвенно желаем сил вашему великому вождю.

— Пишу эти строки уверенно от липа всего театрального мира. Кажется, что наши неустанные труды далеки от ваших тяжелых, жертвенных, а между тем мы чувствуем себя связанными с вами глубокими духовными нитями. И ваш великий вождь — он и наш обожаемый вдохновитель, друг и заботчик.

— ... И будем мы нить за наших освободителей — за чудесных бойцов, за прекрасных, талантливых командиров, за великого, обожаемого Сталина, за великий наш народ!

Б. И. Ростоцкий

А. Л. ВИШНЕВСКИЙ 1861—1933 г.

Артистическая биография Александра Леонидовича Вишневского неотделима от истории Художественного театра с самого его основания, о знаменитого «пушкинского» лета 1898 года, и вплоть до начала 1930-х гг.

А. Л. Вишневский пришел в Художественный театр с провинциальной сцены, где он в то время занимал видное положение.

Острое чувство неудовлетворенности обычным актерским успехом и глубокая вера в необходимость реформы театрального искусства побудили Вишневского откликнуться на предложение о вступлении в труппу вновь создаваемого молодого театра К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Вл. И. Немирович-Данченко обратился к Вишневскому с предложением взять на себя роль Бориса Годунова в задуманной постановке «Царя Федора Иоанновича» по указанию Г. Н. Федотовой, партнером которой довелось быть Вишневскому во время гастрольной поездки по многим городам России, накануне открытия Художественного театра. Именно творческое общение с Г. Н. Федотовой было, по признанию самого Вишневского, одним из важных импульсов в стремлении молодого артиста к преодолению рутины обычных антрепренерских спектаклей.

В своих «Клочках воспоминаний» Александр Леонидович так рассказывает об этом: «Последний год, перед Художественным театром, я был в поездке с артисткой императорских театров Г. Н. Федотовой... Я много играл, имел успех, обо мне писали, но я не увлекался похвалами и испытывал какую-то неудовлетворенность. Я часто говорил об этом с Г. Н. Федотовой. Мне казалось, что надо работать иначе, что то, что мы делаем, это не настоящая работа. Особенно мучила меня скоропалительность, с какой приходилось ставить спектакли и разучивать роли. Играя с Федотовой, я по мере возможности старался сам следить за собой и исправлять свои недостатки. Но отделку роли никогда не удавалось доводить до конца. Мне хотелось медленной, систематической, спокойной работы. Я мечтал о режиссере, который помог бы мне, показал, научил».

Продолжение.

armchair arrow-point-to-right calendar chat (1) checked email left-arrow-chevron map-perspective-with-a-placeholder-on-it mask phone-call pin right-arrow shopping-cart small-calendar stage telephone ticket-notice-arrow ticket user