Из книги "Ежегодник Московского Художественного театра 1943". Раздел XII. Часть 14

Ранее.

И. Я. Гремиславский

И. И. ТИТОВ

ГЛАВНЫЙ МАШИНИСТ СЦЕНЫ 1876—1941

иллюстрация из книги Ежегодник Московского Художественного театра 1943В числе рабочих сцены, начавших в июне месяце 1898 года строить декорации и готовить сцену для Московского Общедоступного Художественного театра, оказался исключительно способный молодой рабочий Иван Титов. Его организаторские способности, инициатива и увлечение своим делом сразу обратили на него внимание и скоро выдвинули на руководящую должность машиниста сцены.

И. И. Титов родился в бедной крестьянской семье, в одной из деревенек Владимирской губ., издавна поставлявшей, в зимнее время, в город рабочих сцены. Грамоте учился он у дьячка местной церкви; полуголодное существование семьи заставило его родителей, вместо дальнейшего обучения, отдать его в раннем детском возрасте на ткацкую фабрику, а затем в колониальную лавку. Но деревенская глушь не давала простора его прирожденному темпераменту, талантливости и любознательности, и он, едва достигнув 16 лет, ушел с отцом в Москву, куда тот отправлялся каждую осень, после сельских работ, на подсобный промысел рабочего сцены.

Театр Эрмитаж, феерические постановки знаменитого тогда в Москве М. В. Лентовского, [1] атмосфера сцены настолько заинтересовали и увлекли молодого Титова, настолько втянули его, что он решил уже навсегда остаться в театре и ни о какой другой профессии не думать. Эту заразительность сцены и кулис Иван Иванович очень хорошо определял, говоря: если человек протер одну пару подошв об пол сцены, он никогда уже, во всю свою жизнь, отсюда не уйдет.

В театре Лентовского И. И. столкнулся с чрезвычайно эффектной по тем временам техникой его постановок, там он впервые увидел и К. С Станиславского, во время его работы над «Ганнеле». Тогда рабочий сцены не только проводил спектакли, но он же и строил декорации, что чрезвычайно обогащало его профессиональные свойства, знакомило с техникой, с процессом создания внешней формы спектакля. В этой области Титов работал под руководством замечательного машиниста-декоратора К. Ф. Вальца. [2] Но впервые способности Титова нашли почву для применения и развития в Художественном театре.

Революционизирующая деятельность МХТ в искусстве театра заключалась не только в новых методах актерской игры и режиссуры спектакля, которые он внес 45 лет тому назад, но и в ломке устаревших штампов и традиций во всех частях театрального организма. Титов руководил одним из важнейших цехов постановочной части — машинно-декорационным; в организацию этого дела он также вложил новые методы, свойственные МХАТ, и создал новую школу рабочих сцены. В этом ему помогали его энергия, его страстность, его влечение к решению самых трудных задач и его глубокое понимание сценической системы МХАТ. Его руководство бригадами рабочих было несравненно. Среди его воспитательных приемов были: внимательное отношение к дельным предложениям рабочих, а затем быстрое их осуществление; повседневные беседы о театре, внушение рабочим любви и уважения к их профессии; поручение им ответственной работы, например, проведение спектакля без его, Титова, участия. Рабочих, не почувствовавших настоящей любви и влечения к своему делу, он быстро освобождал. Зато рабочих, проявивших энтузиазм к своему делу, он окружал вниманием и заботой и гордился их успехами. У него был подлинный талант вожака и неотразимое влияние на массу подчиненных ему рабочих сцены, достигаемые вниманием к людям, знаниями и решительностью.

В технику сцены он сделал огромный вклад повседневным ее усовершенствованием и введением новых приемов. Его опыт и великолепное знание сценических условий делали его не только помощником и выполнителем замыслов, но и учителем многих режиссеров и художников-постановщиков, которым доводилось с ним работать. Всегда идя навстречу всем замыслам художника, предоставляя в его распоряжение все технические средства, он в то же время разумно ограничивал и вводил в реальные рамки его фантазию, выходившую за пределы сценических возможностей. Его техническая консультация по вопросам монтировки спектакля, по проектированию новых театров была высоко авторитетной. Он умел замечательно организовать монтировку декораций и расстановку рабочей силы. Всегда строго рассчитывал все возможности, был смел в решениях, но не допускал риска. Как бы он не был удовлетворен хорошо прошедшей премьерой, он и после нее продолжал размышлять над дальнейшими усовершенствованиями, упрощениями, облегчениями, учитывая встречающиеся узки° места. От руководства театром он требовал предоставления достаточного количества монтировочных репетиций, справедливо считая, что спектакль будет готов к выпуску не только тогда, когда будут готовы актеры, но и когда каждый работник на сцене будет в совершенстве знать свою работу, свою роль. Патриот своего цеха — он тем не менее требовал от своих рабочих совместной, дружной работы на сцене с рабочими других цехов.

Этот подлинный русский самородок-самоучка всегда будет примером волевого преодоления всех препятствий в достижении высокой цели.

Ко всем достоинствам Ивана Ивановича щедрая к нему природа наградила его еще и прекрасной внешностью. Его высокая, широкоплечая, мощная фигура, красивая седая голова, негромкий, но слышный в каждом уголке шумящей во время антрактов сцены густой басок невольно подчиняли себе и внушали полное спокойствие и уверенность в том, что спектакль пройдет хорошо.

В 1938 г. И. И. Титов был награжден Советским правительством почетным званием Героя Труда и орденом Трудового Красного Знамени.

Организационные таланты И. И. Титова выдвинули его и в ряды крупнейших работников профессионального союза работников искусств; его многократно избирали в члены Президиума ЦК Рабис. В течение нескольких лет он был бессменным председателем местного комитета МХАТ.

Продолжение.

armchair arrow-point-to-right calendar chat (1) checked email left-arrow-chevron map-perspective-with-a-placeholder-on-it mask phone-call pin right-arrow shopping-cart small-calendar stage telephone ticket-notice-arrow ticket user