Афиша МХТ им. Чехова
-
Выберите месяц
- Любое время
- Февраль
- Март
- Июнь
-
Выберите сцену
- Все сцены
- Основная сцена
- Новая сцена
- Малая сцена
- На Серпуховке
- Т-р Моссовета
- Поиск
Из книги "Ежегодник Московского Художественного театра 1943". Раздел XII. Часть 14
И. Я. Гремиславский
И. И. ТИТОВ
ГЛАВНЫЙ МАШИНИСТ СЦЕНЫ 1876—1941
В числе рабочих сцены, начавших в июне месяце 1898 года строить декорации и готовить сцену для Московского Общедоступного Художественного театра, оказался исключительно способный молодой рабочий Иван Титов. Его организаторские способности, инициатива и увлечение своим делом сразу обратили на него внимание и скоро выдвинули на руководящую должность машиниста сцены.
И. И. Титов родился в бедной крестьянской семье, в одной из деревенек Владимирской губ., издавна поставлявшей, в зимнее время, в город рабочих сцены. Грамоте учился он у дьячка местной церкви; полуголодное существование семьи заставило его родителей, вместо дальнейшего обучения, отдать его в раннем детском возрасте на ткацкую фабрику, а затем в колониальную лавку. Но деревенская глушь не давала простора его прирожденному темпераменту, талантливости и любознательности, и он, едва достигнув 16 лет, ушел с отцом в Москву, куда тот отправлялся каждую осень, после сельских работ, на подсобный промысел рабочего сцены.
Театр Эрмитаж, феерические постановки знаменитого тогда в Москве М. В. Лентовского, [1] атмосфера сцены настолько заинтересовали и увлекли молодого Титова, настолько втянули его, что он решил уже навсегда остаться в театре и ни о какой другой профессии не думать. Эту заразительность сцены и кулис Иван Иванович очень хорошо определял, говоря: если человек протер одну пару подошв об пол сцены, он никогда уже, во всю свою жизнь, отсюда не уйдет.
В театре Лентовского И. И. столкнулся с чрезвычайно эффектной по тем временам техникой его постановок, там он впервые увидел и К. С Станиславского, во время его работы над «Ганнеле». Тогда рабочий сцены не только проводил спектакли, но он же и строил декорации, что чрезвычайно обогащало его профессиональные свойства, знакомило с техникой, с процессом создания внешней формы спектакля. В этой области Титов работал под руководством замечательного машиниста-декоратора К. Ф. Вальца. [2] Но впервые способности Титова нашли почву для применения и развития в Художественном театре.
Революционизирующая деятельность МХТ в искусстве театра заключалась не только в новых методах актерской игры и режиссуры спектакля, которые он внес 45 лет тому назад, но и в ломке устаревших штампов и традиций во всех частях театрального организма. Титов руководил одним из важнейших цехов постановочной части — машинно-декорационным; в организацию этого дела он также вложил новые методы, свойственные МХАТ, и создал новую школу рабочих сцены. В этом ему помогали его энергия, его страстность, его влечение к решению самых трудных задач и его глубокое понимание сценической системы МХАТ. Его руководство бригадами рабочих было несравненно. Среди его воспитательных приемов были: внимательное отношение к дельным предложениям рабочих, а затем быстрое их осуществление; повседневные беседы о театре, внушение рабочим любви и уважения к их профессии; поручение им ответственной работы, например, проведение спектакля без его, Титова, участия. Рабочих, не почувствовавших настоящей любви и влечения к своему делу, он быстро освобождал. Зато рабочих, проявивших энтузиазм к своему делу, он окружал вниманием и заботой и гордился их успехами. У него был подлинный талант вожака и неотразимое влияние на массу подчиненных ему рабочих сцены, достигаемые вниманием к людям, знаниями и решительностью.
В технику сцены он сделал огромный вклад повседневным ее усовершенствованием и введением новых приемов. Его опыт и великолепное знание сценических условий делали его не только помощником и выполнителем замыслов, но и учителем многих режиссеров и художников-постановщиков, которым доводилось с ним работать. Всегда идя навстречу всем замыслам художника, предоставляя в его распоряжение все технические средства, он в то же время разумно ограничивал и вводил в реальные рамки его фантазию, выходившую за пределы сценических возможностей. Его техническая консультация по вопросам монтировки спектакля, по проектированию новых театров была высоко авторитетной. Он умел замечательно организовать монтировку декораций и расстановку рабочей силы. Всегда строго рассчитывал все возможности, был смел в решениях, но не допускал риска. Как бы он не был удовлетворен хорошо прошедшей премьерой, он и после нее продолжал размышлять над дальнейшими усовершенствованиями, упрощениями, облегчениями, учитывая встречающиеся узки° места. От руководства театром он требовал предоставления достаточного количества монтировочных репетиций, справедливо считая, что спектакль будет готов к выпуску не только тогда, когда будут готовы актеры, но и когда каждый работник на сцене будет в совершенстве знать свою работу, свою роль. Патриот своего цеха — он тем не менее требовал от своих рабочих совместной, дружной работы на сцене с рабочими других цехов.
Этот подлинный русский самородок-самоучка всегда будет примером волевого преодоления всех препятствий в достижении высокой цели.
Ко всем достоинствам Ивана Ивановича щедрая к нему природа наградила его еще и прекрасной внешностью. Его высокая, широкоплечая, мощная фигура, красивая седая голова, негромкий, но слышный в каждом уголке шумящей во время антрактов сцены густой басок невольно подчиняли себе и внушали полное спокойствие и уверенность в том, что спектакль пройдет хорошо.
В 1938 г. И. И. Титов был награжден Советским правительством почетным званием Героя Труда и орденом Трудового Красного Знамени.
Организационные таланты И. И. Титова выдвинули его и в ряды крупнейших работников профессионального союза работников искусств; его многократно избирали в члены Президиума ЦК Рабис. В течение нескольких лет он был бессменным председателем местного комитета МХАТ.