Из книги "Ежегодник Московского Художественного театра 1943". Раздел XII. Часть 15

Ранее.

М. П. НИКОЛАЕВА 1869—1941 г.

иллюстрация из книги Ежегодник Московского Художественного театра 1943Получив среднее образование, Мария Петровна поступила в Театральное училище при Московском Малом театре, которое окончила в 1869 г. по классу М. П. Садовского и А. П. Ленского, затем вступила в Общество искусства и литературы, где работала под руководством К. С. Станиславского, который и пригласил ее в труппу открывающегося Художественного театра. Здесь Мария Петровна играла молодые, а впоследствии пожилые характерные роли. За время пребывания в МХАТ ею сыграно 33 роли; из них более заметные: Акулина («Власть тьмы»), Квашня («На дне»), Хозяйка корчмы («Борис Годунов»), Соседка Берлинго («Синяя птица»), Волохова («Царь Федор»), Василиса («Смерть Пазухина») и др.

Человек высокой культуры, М. П. тем не менее неустанно пополняла свои знания, путешествуя в летние каникулы по городам Европы и посещая музеи; она всегда привозила много живописного материала, которым театр нередко пользовался в своих постановках.

В Художественном театре она являлась образцом дисциплины и этики и была любима товарищами и в особенности молодежью. В 35-летний юбилей МХАТ в 1933 г. М. П. получила звание заслуженной артистки РСФСР, а в 40-летие театра награждена орденом «Знак Почета».

Скончалась 11 июля 1941 г. после долгой и тяжелой болезни, в возрасте 72 лет.

И. И. ГЕДИКЕ 1875—1942 г.

По окончании среднего образования И. И. Гедике поступил в Театральное училище при Московском Малом театре, где окончил курс в 1895 г.

С 1896 г. работал в качестве актера в Ярославле, Киеве, Тифлисе, Риге, Иркутске и других приволжских, южных и сибирских городах, а также в Петербурге и с 1912 г. по 1922 в Москве в театре Незлобина.

В 1922 г. поступил во Вторую студию МХАТ, где был членом правления, а в 1924 г. перешел в труппу Художественного театра, сначала как главный администратор Малой сцены, а затем актером.

Здесь из ролей, им сыгранных, более заметны: Афанасий Иванович — «Дядюшкин сон», Старшина присяжных — «Воскресение», Федор — «Дни Турбиных», Председатель палаты — «Мертвые души», Оптимист — «Кремлевские куранты» и др.

Активный общественник, И. И. Гедике был одним из учредителей Союза театральных деятелей и членом Всероссийского театрального общества. В МХАТ он работал как деятельный член месткома и цехкома.

Н. Д. Телешов

В. В. ГЛЕБОВ 1891—1943 г.

Десять лет проработал Василий Васильевич Глебов в Художественном театре в звании помощника режиссера, но его деятельность настолько выходила за пределы этой роли, настолько здесь он отдавался театральному делу и общим интересам, что внезапная кончина его явилась тяжелой утратой, вызвавшей скорбь всего МХАТ.

Его рабочий день не был ограничен определенными часами, которые он проводил и театре; он и дома, и на отдыхе продолжал жить интересами театра. Каждая новая постановка, в которой он бывал занят, увлекала его целиком с момента первой читки, первой репетиции; он как бы сливался с нею и не отрывался от нее даже и после осуществления спектакля. Сложный труд но фиксации спектакля, в составлении подробнейшего режиссерского экземпляра увлекал его; на протяжении всей работы по спектаклю Глебов ревниво Оберегал все достижения как режиссуры, так и артистов. От его внимания не ускользала ничья работа, ни одна подробность. Он первый, по своей личной инициативе начал составлять режиссерские экземпляры, совершенно исключительного значения, в сложный труд по истории постановки пьесы увлекал его не менее, чем предварительная работа.

Глебов был энтузиастом Художественного театра, фанатически ему преданным, отдававшим ему все свои силы. За всякое дело, порученное Глебову, всегда и все были спокойны, будь то ответственное ведение спектакля или подготовка к репетиции, или записи творческих работ артистов и режиссеров!. Они настолько полны, ясны и содержательны, настолько в них отражены влияние и вдохновение Вл. И. Немировича-Данченко и других ведущих артистов и работников сцены, что по этим записям, по приложенным к ним чертежам, таблицам, рисункам и снимкам можно поставить спектакль через сотню лет совершенно так, как он идет сегодня в Художественном театре. Записями таких постановок, как «Гроза», «Борис Годунов», «Три сестры», «Горе от ума», Глебов внес ценный вклад в историю МХАТ. Записи эти были высоко оценены Вл. И. Немировичем-Данченко, представителями театральных музеев, искусствоведами и рекомендованы ими для театров, как образцы.

Отдавая все свое время и любовь театру, Глебов не ограничивался только участием в работах по своей специальности, но и явления общественного порядка не проходили мимо его внимания. Он почти не расставался с фотографическим аппаратом «Лейка» и фиксировал все более или менее значительные моменты в общественной жизни театра. Кроме того, он оставил целый ряд фото-очерков, охватывающих весь период эвакуации МХАТ в дни великой Отечественной войны; без него этот период не был бы освещен в истории МХАТ. Поездки бригад артистов на фронт, в которых В. В. принимал участие, также зафиксированы им на пленке. Прекрасный товарищ, неутомимый работник, талантливый человек, Глебов оставил по себе добрую память, неразрывно связанную с искусством Художественного театра.

Отдавая последний поклон покойному, И. М. Москвин сказал о нем от имени Художественного театра:

— Ты был глубоко предан ему, предельно и добросовестно, и в своей работе был чист и честен.

Продолжение.

armchair arrow-point-to-right calendar chat (1) checked email left-arrow-chevron map-perspective-with-a-placeholder-on-it mask phone-call pin right-arrow shopping-cart small-calendar stage telephone ticket-notice-arrow ticket user