Из книги "Ежегодник Московского Художественного театра 1943". Раздел XIII. Часть 1

Ранее.

Раздел XIII

И. Я. Гремиславский

СЦЕНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ при МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО

иллюстрация из книги Ежегодник Московского Художественного театра 1943Перед основателями Московского Художественного театра К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко с самых первых лет деятельности театра не однажды возникала необходимость создания экспериментальной лаборатории или, как тогда называли, декорационно-постановочной студии. Под этим наименованием подразумевалось не учебно-методическое учреждение, а организация, занятая изысканиями в области сценических постановочных средств — новой внешней формы постановок, новых сценических эффектов и трюков.

Искусство и техника сцены подчинены общим законам непрерывного развития и движения. Константин Сергеевич и Владимир Иванович лучше, чем кто-либо другой, чувствовали и понимали опасность застоя и штампа. Поэтому каждая из их постановок никогда не являлась повторением старого пути, а была плодом новых исканий.

Даже возобновление старой постановки влекло за собой пересмотр прежних позиций, а иногда и значительные переделки. Репетиции после летнего перерыва, и особенно репетиции в гастрольных поездках, всегда вносили новое в трактовку ролей. Громадное внимание уделялось исканиям в работе над новыми постановками. Поэтому К. С. и Вл. И. всегда мечтали об организации некоего «штаба», который занимался бы всеми сторонами спектакля и перед которым можно было ставить экспериментальные задания.

К. С. требовал экспериментирования в разных областях постановочного дела. Он часто говорил: «Ищите, изобретайте, придумывайте что-либо новое в декорациях, в эффектах, в принципах, в системе спектакля и, если найдете что-нибудь замечательное, я включу в репертуар постановку, для оформления которой еще не найдены интересные и новые принципы и приемы».

Итак, если бы нам удалось в свое время найти замечательное и поэтическое изображение в театре моря, приемы чудесных возникновений и исчезновений, небывалой передачи деревьев, цветов, горизонта, неба, К. С. Станиславский поставил бы «Бурю» Шекспира.

На всем протяжении истории МХАТ много раз возникали лабораторные группы «энтузиастов», но благодаря стихийности, случайности возникновения этих групп, в их деятельности отсутствовали и необходимые организованность и систематичность, и научно-исследовательский подход к работе.

В силу разных обстоятельств организовать постоянную лабораторию не удавалось. Экспериментальная работа прекращалась, как только проходила новая постановка, результаты ее утрачивались, забывались, и никаких следов, в виде записей, чертежей или фото, не оставалось. Множество интереснейших находок, не нашедших в тот момент себе применения, пропадало бесследно, и впоследствии довольно часто приходилось вновь трудиться над открытием когда-то найденных и забытых способов и приемов.

Повседневная необходимость существования такой организации, которая занялась бы вопросами внешней формы театральных постановок, их сложной и разносторонней техникой и новыми средствами оформления, настолько назрела, что два года тому назад при МХАТ была создана Сценическая экспериментальная лаборатория.

Необычайно знаменательно для нашего советского государственного режима, что в самый разгар величайшей из мировых войн, когда все помыслы наших врагов направлены только на разрушение культуры, у нас создается новая организация, занимающаяся вопросами развития театральной культуры. Так, в конце суровой и трудной зимы 1941—1942 г. мы занялись созданием нашей лаборатории.

Среди учреждений, занимающихся вопросами техники сцены, экспериментальная лаборатория должна занять особое место. Ее непосредственная цель — искание и исследование новых путей, новых средств выразительности художественно-режиссерских принципов создания внешней формы спектакля, новых технических приспособлений и способов их осуществления.

Продолжение.

armchair arrow-point-to-right calendar chat (1) checked email left-arrow-chevron map-perspective-with-a-placeholder-on-it mask phone-call pin right-arrow shopping-cart small-calendar stage telephone ticket-notice-arrow ticket user