Из книги "Ежегодник Московского Художественного театра 1943". Раздел XIII. Часть 2

Ранее.

иллюстрация из книги Ежегодник Московского Художественного театра 1943Наши цели и задачи разбиваются на следующие группы:

1. Изыскание заменителей, имитация особенно ценных и дорогих материалов и применение новых.

2. Разработка вопросов техники сцены; рационализация старых и изобретение новых технических приспособлений.

3. Изыскание новых форм сценического оформления. Разработка портативных систем декоративного оформления для фронтовых и колхозных театров, а также для самодеятельных коллективов.

4. Составление методических руководств для обучения новых кадров.

5. Сценические эффекты и трюки, шумовая и звуковая аппаратура, световые эффекты.

6. Исследование творческих методов виднейших художников и режиссеров в области сценического оформления спектакля. Запись опыта старейших и ведущих мастеров сцены.

7. Собирание, разработка и систематизация подсобных материалов для творческих исканий режиссеров и художников.

8. Собирание материалов! и изучение опыта зарубежных театров по технике сцены и творчеству художников.

9. Вопросы организации и планирования постановочной части театров.

Работа театров в военное время продиктовала первоочередные задачи по замене одних материалов другими.

В театре все средства, в конце концов, условны. В самом существе своем театр весь построен на «заменителях» настоящего. Но в своих поисках мы не забываем, что «заменитель» не должен быть бутафорской фальсификацией. Он должен быть художественным и жизненно правдивым выражением творческого замысла, чтобы зритель не заметил замены, а если заметит, то не задумывался бы над разгадкой того, что — настоящее и что — замененное.

В поисках заменителей лаборатория уделяет большое внимание новым материалам, ранее в театрах не применявшимся. В этой области, на первых же шагах нашей деятельности, зав. лабораторией Д. А. Делазари и художник В. В. Селиванов нашли и правильно Использовали простейшие хлопчатобумажные ткани, — так называемую «паковочную сорочку» и «полудвунитку», как материалы для замены холста. Художник К. И. Иоанов разработал способ подготовки их для сценической живописи. В результате опытов оказалось, что разные виды этих дешевых тканей, после соответствующей обработки, находят себе самое разнообразное применение для сценических сукон, драпировок, обивки мебели, имитации дорогих тканей и, наконец, костюмов.

Другой очень важной работой является замена цветных стеклянных фильтров покрытием стекол окрашенной желатиновой пленкой, выдерживающей необходимую температуру. Эта работа, по заданию лаборатории, выполнена кандидатом физических наук инженером С. С. Барановым.

Третьим важнейшим изысканием является получение из отечественного сырья гримировального лака, обладающего всеми качествами импортного сандарачного лака. Новый лак изобретен инженером С. М. Пичугиным. Лак прошел испытание на безвредность.

Одна из изданных нами брошюр пропагандирует имитацию хрустальной люстры, сделанной из простых, жестяных «хрусталиков», по способу старейшего саратовского бутафора-художника Петрова.

Интересны работы художника Е. К. Архангельской по применению в театральном производстве нитролаков и нитрокрасок, дающих превосходные эффекты имитации фарфора, металла, кожи, кафеля, красного и черного дерева, паркетного пола, цветного витража и др. изделий.

Важнейшей нашей задачей должно быть изучение сценической техники; прошлого и настоящего времени. Лаборатория должна способствовать поднятию театрально-сценической техники на уровень современных достижений общей техники и подготовке условий для дальнейшего ее развития.

Иногда простота и примитивность сценической техники граничат о гениальной простотой, как, например, в созданном К. С. Станиславским спектакле «Синяя птица». В громадном же большинстве случаев примитивность техники в театре ведет к отсталости. Театру необходимо найти точки) соприкосновения с передовой техникой нынешнего и даже завтрашнего дня. Мы, работники театра, должны следить за техническими успехами в областях не только смежных с театром, но и отдаленных. Это обеспечит надлежащую широту, ясность и органичность нашего развития.

Продолжение.

armchair arrow-point-to-right calendar chat (1) checked email left-arrow-chevron map-perspective-with-a-placeholder-on-it mask phone-call pin right-arrow shopping-cart small-calendar stage telephone ticket-notice-arrow ticket user