Из книги "Ежегодник Московского Художественного театра 1943". Раздел XIII. Часть 3

Ранее.

иллюстрация из книги Ежегодник Московского Художественного театра 1943Лаборатория ставит, перед собой задачу усовершенствования технологического процесса театральных мастерских, борьбы за экономию, за целесообразное использование материалов и, наконец, изыскание новых видов материалов и новых видов производств. Мы собираем, систематизируем и храним имеющие ценность старые, традиционные приемы и новый материал, накопляющийся в лаборатории в результате производственно-экспериментальных работ. Нами составлены конструктивные рабочие чертежи самых разнообразных видов сценической техники и постройки декорации.

Военное время вызвало необходимость изыскания новых приемов оформления спектакля в условиях фронта на открытом воздухе, на небольшой сценической площадке. Проектами портативных систем декоративного оформления спектаклей, трансформирующейся мебели и костюма, электроосветительной аппаратуры занимались, по заданию лаборатории, заслуженный деятель искусств художник Н. П. Акимов, художники: В. Н. Мюллер, Л. А. Окунь, инженер А. А. Бронников.

С целью подготовки новых кадров мы составляем значительное количество популярных памяток по различным вопросам монтировки спектакля, брошюры по технике сцены, справочники и т. д.

Большое практическое значение мы придаем описанию и опубликованию применяемых в МХАТ и в других театрах замечательных шумовых аппаратов, изобретенных заслуженным артистом РСФСР В. А. Поповым.

Заслуженным деятелем искусств Н. А. Поповым составляется описание сценических феерий, эффектов и трюков. Его богатая эрудиция и опыт театрального деятеля, видевшего феерии на всех сценах Европы, обещает чрезвычайно интересную работу. Первым опытом изучения творчества художников! является начатое мною исследование метода я анализ приемов разрешения сценического пространства художником В. А. Симовым — непревзойденным изобретателем в области планировки.

Над описанием и иллюстрацией постановочных эффектов спектакля «Синяя птица» работает пом. режиссера Н. Н. Шелонский.

Рассматривая нашу организацию, как лабораторию творчества театрального художника, мы начали собирать соответствующие подсобные материалы. Так, под руководством профессора В. К. Лукомского Н. Романова выполняет капитальный труд по составлению альбомов масштабных конструктивных рисунков военного и гражданского обмундирования России с XVII века до нашего времени включительно. Эти альбомы составляются применительно к действующим лицам, встречающимся в классических и современных пьесах и инсценировках.

К этому же разделу относится составленный Г. А. Заявлиным сборник-хрестоматия «Режиссеры и деятели театра об оформлении спектакля и о постановочной части».

Для популяризации своих работ лаборатория выпустила в свет под редакцией А. М. Бродского «Материалы лаборатории» и около 40 брошюр. В 1944 году намечено выпустить еще ряд брошюр, сборник «Материалов лаборатории» и ряд руководств для работников постановочной части театров.

Коллектив постоянных сотрудников лаборатории очень немногочислен. Он состоит из пяти человек. Однако, с расширением круга охватываемых нами тем, в нашу среду постепенно входят новые специалисты.

За два года нами было разработано 113 тем. Наибольшее количество тем связано, конечно, о вопросами, выдвинутыми военным временем.

С удовлетворением можно отметить проникновение многих наших работ в повседневную практику театров. Насколько широко, например, распространено применение ткани «паковочная сорочка», можно судить по тому, что эта ткань включена Госпланом СССР в ассортимент тканей, которыми снабжаются театры. Помимо сохранения громадного количества льняного холста, потребление этой ткани дает экономию прежних расходов на 75%.

По проектам сотрудников лаборатории осуществлено несколько портативных оформлений сценических площадок для прифронтовых театров.

Естественно, что работы лаборатории находят применение, прежде всего, в самом МХАТ, где уже широко используются в новых постановках и «паковочная сорочка», и имитации хрустальной люстры, фарфора, металла и т. д.

Комитет по делам искусств при СНК СССР издал приказ об организации на заводе «Гостеасвет» массового производства металлической фурнитуры по чертежам и моделям лаборатории и об организации на фабрике светозеркальной аппаратуры производства светофильтров по рецептуре и методу, разработанным лабораторией.

С открытием при школе-студии МХАТ им. Вл. И. Немировича-Данченко постановочного отделения, задачи лаборатории расширяются, так как лаборатория будет служить базой для практических занятий студии. Кроме того, при студии будет построена и оборудована сцена, которая приобретает большое значение для проведения самых разнообразных наших опытов и проверки их.

Проделанную нами за два года работу мы рассматриваем, как начало пути, как фундамент для ее дальнейшего развития.

Наше общее горячей желание — добиться того, чтобы необходимость в нашей лаборатории испытывали все многочисленные работники постановочных частей театра, художники и режиссеры. Наша цель — стать близким и ценным сотрудником в их исканиях.

Продолжение.

armchair arrow-point-to-right calendar chat (1) checked email left-arrow-chevron map-perspective-with-a-placeholder-on-it mask phone-call pin right-arrow shopping-cart small-calendar stage telephone ticket-notice-arrow ticket user