В. Виленкин "50 лет МХАТ" (1948 г.). Часть 1

50 лет МХАТ

В. Виленкин

ВСЕРОССИЙСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Москва 1948 г.

ПРИБЛИЖАЕТСЯ 50-летний юбилей Московского Художественного театра. Народы СССР отмечают его, как большой праздник советской культуры, как выдающееся событие в общественной жизни страны. И совершенно понятно, что каждый, кто так или иначе соприкасался на своем жизненном пути с Художественным театром, хочет в эти дни не только восстановить в памяти свои личные впечатления от его отдельных спектаклей и любимых актеров, но и осмыслить в целом тот огромный вклад, который принадлежит МХАТ в сокровищнице отечественного и мирового театрального искусства.

Как бы ни были прекрасны отдельные спектакли Художественного театра, каким бы блестящим мастерством ни отличались его прославленные актеры, он не заслужил бы всеобщей народной любви и славы, если бы с самого начала не посвятил себя всецело делу служения передовым демократическим идеям.

Еще в первом обращении к труппе театра, 14 июня 1898 года, К. С. Станиславский определил свою и своих молодых товарищей будущую жизнь в искусстве, как высокий и ответственный общественный долг:

«Если мы с чистыми руками не подойдем к этому делу, мы замараем его, испошлим и разбредемся по разным концам России...

Мы приняли на себя дело, имеющее не простой, частный, а общественный характер. Не забывайте, что мы стремимся осветить темную жизнь бедного класса, дать им счастливые эстетические минуты среди той тьмы, которая покрыла их.

Мы стремимся создать первый разумный нравственный общедоступный театр, и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь».

Служить своему народу, быть идеологом и воспитателем своих зрителей, отвечать всей силой своего искусства на их социальные и философские вопросы — вот цель, которой суждено было с такой полнотой осуществиться в наше время, в эпоху социализма. Все прошлое Художественною театра, начиная с его первых шагов, освещено этой главной целью — служения народу. Она определяла собою все его отношение к жизни и к искусству, все его творчество, репертуар, режиссерский метод, воспитание поколений его актеров и новую этику, утверждаемую им среди деятелей сцены.

Страстное стремление познать свой народ и творчески воплотить его идеалы, широко раздвигая рамки сценического искусства за пределы развлечения, самодовлеющей красоты и даже изощренного мастерства, — это и есть самая важная черта в творческом облике Художественного театра. В прошлом она неразрывно связывала его с передовой общественной мыслью русской демократической интеллигенции. В наше время она привела театр к высшему счастью, доступному художнику, — к подлинному общенародному признанию и к непосредственному полноценному участию в строительстве новой, социалистической культуры своей Родины.

Основатели Московского Художественного театра К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко не раз свидетельствовали в своих воспоминаниях о том, что мысль о создании нового театра была им продиктована необходимостью коренной и всесторонней реформы русского драматического искусства.

Продолжение: Часть 2

armchair arrow-point-to-right calendar chat (1) checked email left-arrow-chevron map-perspective-with-a-placeholder-on-it mask phone-call pin right-arrow shopping-cart small-calendar stage telephone ticket-notice-arrow ticket user