В. Виленкин "50 лет МХАТ" (1948 г.). Часть 3

Ранее: Часть 2

Но они отказывались воспринимать сценический реализм только как ряд бережно охраняемых традиций актерского мастерства, переходящих из поколения в поколение. Воспитанные на эстетических основах, заложенных Пушкиным, Гоголем, Щепкиным, Островским и плеядой великих русских актеров-реалистов, они прежде всего мечтали освободить театр от «заскорузлых наслоений рутины», вернуть ему живую речь и живую психологию, а главное — восстановить его связь с окружающей современной действительностью.

Реформа, задуманная Станиславским и Немировичем-Данченко, должна была охватить все стороны театра, начиная с репертуара и творческого метода его актеров и режиссуры и кончая мельчайшими подробностями организации театрального дела. Понятно, что такая реформа не могла быть осуществлена сразу и полностью, тем более, что труппа нового театра в большинстве своем состояла из совсем еще молодых и неопытных актеров, недавних любителей и учеников, которые пришли со Станиславским из руководимого им Общества искусства и литературы или были привлечены Немировичем-Данченко из числа окончивших под его руководством драматические классы Московского филармонического училища. Прославленные впоследствии имена Книппер, Москвина, Лилиной, Андреевой, Лужского, Артема, Савицкой, как и имена пришедших несколько позднее Качалова, Леонидова, Кореневой, были в то время еще мало известны широкой публике и вызывали недоумение при появлении на первых скромных афишах Художественного театра.

Его полное первоначальное название было «Московский Художественно-общедоступный театр». Этим наименованием новый театр ясно говорил о своих общественных и эстетических намерениях. Он стремился создавать отныне спектакли, объединенные целостным художественным замыслом в стройный ансамбль, основанный на коллективном труде. Он мечтал сделать свои спектакли общедоступными в материальном смысле, предназначая их прежде всего для «бедных классов населения» — рабочих, учащихся, трудовой интеллигенции. Еще важнее была для него общедоступность самого его искусства, общественная ценность содержавшихся в этом искусстве идей.

Привлекая в свой театр преимущественно актерскую молодежь, Станиславский и Немирович-Данченко скорее готовы были примириться на первых порах с отсутствием у них мастерства и опыта, чем согласиться на проникновение в театр штампованных, рутинных приемов игры. Создавая ансамбль спектакля, они имели в виду не только техническую слаженность всех его элементов, но и в первую очередь единство взглядов на жизнь и на цели искусства, способность членов молодого коллектива понимать друг друга с полуслова и умение подчинить свою актерскую волю единому замыслу режиссуры. Пусть этот ансамбль будет создан незрелыми актерами, зато они внесут в спектакль свое непосредственное ощущение жизни и заменят на сцене искренними чувствами живого человека надоевшие трафареты эффектного представления.

Продолжение: Часть 4

armchair arrow-point-to-right calendar chat (1) checked email left-arrow-chevron map-perspective-with-a-placeholder-on-it mask phone-call pin right-arrow shopping-cart small-calendar stage telephone ticket-notice-arrow ticket user