Афиша МХТ им. Чехова
-
Выберите месяц
- Любое время
- Февраль
- Март
- Июнь
-
Выберите сцену
- Все сцены
- Основная сцена
- Новая сцена
- Малая сцена
- На Серпуховке
- Т-р Моссовета
- Поиск
В. Виленкин "50 лет МХАТ" (1948 г.). Часть 4
Ранее: Часть 3
Ничего не «играть», не изображать на сцене — ни образа, ни чувства, ни слова, но итти от жизни, от своего собственного самочувствия в данных «предлагаемых обстоятельствах», правдиво действовать, выполняя жизненные задачи своей роли, — вот что легло в основу воспитания новой внутренней техники актера.
Естественно, что при этом особенно значительной становилась роль режиссера. В новом театре он впервые превращался из технического помощника актеров, каким он обычно бывал раньше, в подлинного руководителя. Режиссеру принадлежала отныне не только «постановка» спектакля в смысле его организации и внешнего оформления (хотя и это одно было бы уже огромным шагом вперед по сравнению с прошлым), но и последовательное проведение в жизнь своего понимания пьесы — в работе с автором, с актерами, с художником, с постановочной частью.
С самого начала огромное внимание было отдано руководителями Художественного театра вопросам организации и новой внутритеатральной этики. Во время исторической первой беседы Станиславского и Немировича-Данченко 21 июля 1897 года, продолжавшейся восемнадцать часов подряд, любая мелочь театрального быта приобретала первостепенное значение.
Уютная обстановка артистической уборной взамен обычной казенщины закулисных помещений становилась в этой беседе одной из предпосылок воспитания нового, влюбленного в свое дело актера. Внимательный, продуманный подбор скромного штата администрации должен был покончить с вмешательством чиновников в художественную жизнь театра. Отказ от выхода актеров на аплодисменты после конца акта, а тем более среди действия знаменовал решительный отпор диктаторству буржуазной публики. Афоризм «театр начинается с вешалки» означал полное подчинение обслуживающего театр коллектива глубоким художественным целям спектакля.
В той же беседе были утверждены ставшие впоследствии знаменитыми положения о творческой дисциплине нового артистического содружества: «Сегодня — Гамлет, завтра — статист, но и в качестве статиста он должен быть артистом». «Поэт, артист, художник, портной, рабочий служат одной цели, поставленной поэтом в основу пьесы». «Всякое нарушение творческой жизни театра — преступление».
Все это было необыкновенно существенно, составляя в совокупности новый облик театра. Но самой важной стороной его новизны было жадное стремление к охвату и отражению современной жизни — ив репертуаре, и в приемах режиссера, и в творческом методе актерского исполнения.
Первый спектакль Художественного театра, которым он открылся 14 октября 1898 года, был доныне сохраненный в его репертуаре «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого. Он принес театру и его молодым актерам огромный и шумный успех, впервые утвердив победу жизненной правды на сцене. Но эта правда была еще во многом внешней, бытовой, правдой цельности художественного замысла, воплощенной единым талантливым ансамблем.
Продолжение: Часть 5